Аннушка, Свободный Человек (geish_a) wrote,
Аннушка, Свободный Человек
geish_a

Скандинавия. Берген и Флом.

Копенгаген. Стокгольм.

Давно обещала, напишу все-таки про летнее путешествие по Скандинавии. Оно было довольно насыщенным, без особых приключений (которые описывать легко), но с визуальными красотами (которые описывать трудно). Вот и руки не доходили. Но перед следующим путешествием (улетаем через 10 дней в Колумбию) нужно написать о предыдущем.
Итак, сначала мы прилетели в Берген и пробыли там три дня. Ну, то есть в самом городе один день, а на природу оттуда ездили остальные два дня. Один день там вполне достаточно: городок милый, но крошечный и без особых достопримечательностей. Гавань, несколько живописных улиц, рыбный рынок для туристов с адскими ценами. Да, летели мы на Норвежских авиалиниях - это лоукостер, билет в один конец стоил в разгар сезона $350. Рейс раз в неделю, летает новый Dreamliner - это который с огромными окнами и с нормальным воздухом в салоне.

В Нью-Йорке норвежский копченый лосось стоить дешевле, чем в Норвегии. Мы жили в хорошей гостинице (у нас накопились бесплатные ночи) с включенным завтраком. Этот завтрак был, пожалуй, лучшим из виденных. Там были и сыры, и копченая рыба, и местные прекрасные варенья из ягод, и домашние блинчики. Так что мы наедались на весь день и еще с собой уносили бутерброды с сыром. Потому что цены там везде, повторяю, адские. Наш друг жил в хостеле неподалеку: для такого места с 15 кроватями в комнате, там все было весьма чисто и приятно. А на крыше большой обеденный стол. Он покупал в ближайшем супере хлеб, ту же рыбу и всякое такое, и обедал там. Мы один раз тоже так сделали. Если честно, друг у нас хиппи и дауншифтер. Эта поездка была для него остановкой на пути в Москву: он летел из Бергена в Гданьск, оттуда на автобусе в Калининград, а оттуда в мск. Так он, попав в супермаркет, увидел, что когда покупатели нарезают себе хлеб (там стоят нарезочные машины для всех), то горбушки (самое вкусное!!) и корки летят в поддон. Их не берут. Он был в ужасе и собрал себе там горбушек на два дня еды :)
В первый день мы обошли живописную часть города и поднялись на гору на фуникулере. Оттуда открывается вид на город и залив, а дальше можно погулять пешком по тропам в лесу.

Вся земля устлана настоящим мхом

Природа в Норвегии начинается прямо у порога. Причем чистейшая, нетронутая природа. Они там очень любят свои леса, горы и реки и заботятся о них. Пикники можно разбивать где угодно, ночевать в палатке можно тоже где угодно (кажется, не ближе, чем в 50 метрах от любого жилища). Для тех, кого не пугает холод, это самый разумный способ там путешествовать: на машине останавливаться, где понравиться, и разбивать палатку.
Наверху на горе мы увидели группку молодежи, человек семь, они сначала фотографировались по-всякому на фоне видов, а потом внезапно вытащили огромный украинский флаг и стали фотографироваться с ним.

Позже, когда мы гуляли по лесу, они прошли мимо нас, и я вслед сказала "Слава Украине!", на что они, не моргнув глазом, как так и надо, хором сказали "Героям слава".

На второй день мы прошли пешком через весь город в индустриальную зону (45 минут ходьбы) и взяли там машину. Я, честно говоря, не особо представляла себе, куда ехать и что смотреть. Мы знали, что "природа". А где эта природа, что искать? По каким-то отрывочным сведениям мы поехали на восток от города. Просто поехали и поехали. Там вроде какой-то фьорд должен быть. И довольно быстро выяснилось, что ничего специально искать не надо: просто едешь себе по дороге, и минут через 20 от города начинаются красоты по обе стороны, успевай только вертеть головой. Да, тут важно упомянуть, что в эти два дня нам сказочно повезло с погодой: было тепло и солнечно. Это редкость - Берген самый дождливый город в мире. 300 дней в году дождь. Ну и вот: с одной стороны фьрод, с другой - гора, на горе - водопады. Причем не просто водичка где-то там, а подряд штук 20 водопадов такой струей, как будто в верхушку горы встроены трубы. Вдоль дороги цветы. Ну, вы поняли.

Везде нереальная чистота. Воду, кажется, можно пить не только из крана, но и из луж. А водопроводная вода там действительно невероятно чистая и вкусная.
На следующее утро наш друг улетел в Польшу, а мы поехали в запланированную заранее часть путешествия - в город Флом. Ехать туда около двух часов по таким же нереально красивым дорогам, только пейзажи становятся более суровыми, черные горы, снег на вершинах. Вдоль дорог все еще цветут фиолетовые, белые и розовые цветы. Водопадов становится все больше. В этот день наше везение закончилось - стало очень холодно и полил дождь. В одночасье мы попали в позднюю осень в начале июля. Во Фломе мы сели на корабль, который возит туристов по одному из самых известных фьродов. Я купила двойные билеты - два часа на корабле и два часа на поезде, ради которого мы туда и поехали. Если покупать так, то билеты вдвое дешевле. Вот сайт.
На корабле было очень холодно и промозгло, сидеть все время внутри неинтересно, а на палубе долго не простоишь. Но, опять же, красота вокруг. Корабль плывет в соседний городок, а оттуда надо возвращаться автобусом, который включен в этот пакет. Плыть два часа, а обратно 20 минут.

Дальше поезд. Это туристический поезд, который раньше был маршрутным. Он идет из Флома в Мирдал - городок в горах. Час туда, час обратно. Поезд идет по серпантинной дороге через туннели над пропастью - и, конечно, водопады-водопады. Это самая крутая железная дорога в мире (17 градусов наклон). Выглядит довольно страшно, если смотреть снаружи. Внутри не чувствуется. Если хочется, можно проехать этот путь на велосипеде вот по той вьющейся дороге:

В Мирдале уже совсем зима, лежит снег (июль!). Жаль, что именно в этот день не было солнца.

Единственная проблема с этим поездом - китайцы. Они приезжают в такие места тургруппами и находятся в каком-то своем измерении, не обращая внимания ни на что вокруг. Мы зашли в пустой вагон, там вообще природа и погода располагают к тишине и задумчивости. Вдруг в вагон вваливается группа из примерно двадцати китайцев, начинают очень громко что-то выяснять, пересаживаться, занимать места, перекрикиваться. Мы сбежали в соседний пустой вагон. Через пять минут - та же история. А, они еще и все время ходили из вагона в вагон зачем-то и не закрывали за собой двери (а в тамбуре шумно, поезд старый). В общем, у нас резко развилась ксенофобия. В итоге мы забились в какой-то полупустой вагон, где были немцы и итальянцы. И потом до нас дошло, что аудиогид, который крутят в динамиках (рассказывает о каждой остановке и отрезке пути), говорит на разных языках в разных вагонах! Там, где были китайцы, - по-китайски, а в нашем вагоне - по-немецки и по-итальянски. И все. Мы не сказали проводнику, что нам нужен английский, а он не спросил. Ерунда какая-то. Я переводила мужу те куски, которые сама понимала по-итальянски. Но все равно эта поездка произвела огромное впечатление.
Потом мы вернулись в Берген и на следующий день улетели в Копенгаген.