Аннушка, Свободный Человек (geish_a) wrote,
geish_a

Скандинавия. Стокгольм.

Берген. Копенгаген.

Последняя серия. Тут будут конкретные полезные советы.
В Копенгагене мы сели в поезд и поехали в Стокгольм через тот самый Broen он же Bron. Как я и сказала, из поезда почти ничего не видно, потому что он идет по нижнему уровню. На машине явно красивее. Стокгольм оказался огромным городом на островах с большим старинным центром, вокруг везде вода. Город немного типажа Питера, каким Питер мог быть через 100 лет после смерти Путина в тюремной камере от естественных причин.

Первое, что мы в Стокгольме увидели, это чувака на роликовых лыжах. Меня почему-то это жутко развеселило, наверное как если бы в Москве сразу увидеть медведя с балалайкой.

Погода в Стокгольме была самая милосердная из всей Скандинавии, дождь шел только час-два в день, а температура была между 15 и 20. И даже солнце выглядывало. Хотя местные знакомые клялись нам, что вот они купаются каждое лето в этих самых заливах и озерах, а сейчас просто аномально холодное лето, но что-то я не верила, что оно аномальное.
С квартирой нам офигенно повезло. Изначально у меня была заказана гостиница с завтраком за $80 в сутки (типа 660 за неделю), что в принципе по местным меркам дешево. Но вот как-то мне неохота было вставать рано и бежать на завтрак, - тут суровый север и завтрак заканчивается в 9:30. В Бергене нас спасал джетлег, мы просыпались рано. Завтрак действительно в Бергене был вкусный и разнообразный (я писала), в Стокгольме по описаниям должно было быть похоже, но если неохота туда с утра бежать, то нет смысла. И еще в номере нет холодильника и чайника. И не так чтобы дешево. В общем, полезла я обратно в airbnb (я уже его смотрела, прежде чем заказать гостиницу, но цены на квартиры были чуть ли не выше). Смотрела-смотрела квартиры, а потом увидела случайно комнату в двухэтажной огромной квартире с четырьмя спальнями, которые все сдаются. Наша спальня (со своим балконом) досталась нам за $258 за неделю, т.е. 37 в день. Мы немного опасались, кто нам достанется в соседи, но это было так дешево, что хрен с ним. Потом оказалось, что хозяйка в квартире вообще не жила, она на лето съехала на дачу. Она встретила нас у метро на машине, угостила свежеиспеченным ананасным пирогом и уехала. Кроме нас, в других спальнях жили голландка - аспирантка по аутизму. Мы с ней очень интересно поговорили в первый вечер, а той же ночью она уехала на неделю в отпуск. И латышка Наташа, которая допоздна работает в ночном клубе и потом весь день спит. За всю неделю мы ее видели пару раз. То есть мы по факту мы оказались одни в огромной квартире. Квартира на окраине в спальном районе, на метро полчаса до центра. Рядом с домом магазины, лес, пляж, и местная достопримечательность: самые большие в мире солнечные часы (нафига они там нужны без солнца - непонятно). Вот они:

С балкона (11-й этаж) виден центр вдалеке. А под балконом - зелень, зелень. Вечером после поезда мы пошли гуляли километров пять по берегу залива в лесу, который начинается прямо от порога многоэтажки. Темнело поздно, закат был чуть ли не в 10:30 вечера. Так что мы хорошо так погуляли. Видели всяких зайцев и прошлись вдоль воды.

В Стокгольме мы пробыли почти неделю. Это долго, но не очень: жили мы не в центре, поэтому вместо того, чтобы бегать, как угорелые, мы спокойно ехали в город, гуляли, сколько сил было, и спокойно возвращались. Как раз хватило времени, даже не поехали в Уппсалу и еще в какую-то старинную деревню, куда думали поехать.
Теперь советы из нашего опыта. Что мы сделали правильно: ну, старый город (Gamla Stan), - это понятно. Приятные очень улицы.

Район в Содермальме Monteliusvägen: там обзорная площадка - и путь туда пешком на гору среди милых улочек очень приятный. Адрес на карте 118 24 Stockholm, 59.320893, 18.062777. Посмотреть на дворец (внутрь мы не заходили), можно подняться на Katarina Hissen elevator.

Музей "Ваза" - огромный парусник 17-го века, который затонул прямо возле стокгольмского порта во время своего первого отплытия. Поскольку там ил, он очень хорошо сохранился. Его вытащили и прямо целиком поставили недалеко от берега и вокруг него построили музей. Этажи позволяют обойти корабль по всем уровням. Плюс фильм о том, как его доставали и реставрировали, плюс куча реальных деталей, одежды, утвари и прочего. Производит впечатление. Муж мой был в детском восторге. Мне было скучно меньше, чем ожидалось.

Музей под открытым небом Сканссен. Это, конечно, больше для детей развлечение, но и для взрослых хорошее времяпрепровождение. Это большой кусок земли, на котором восстановили кусочек старинной Швеции. Привезли туда дома и всякие штуки со всей страны. Внутри домов - настоящая обстановка, в некоторых есть люди в настоящих одеждах. В одном сидела женщина и пряла на настоящем веретене. Кстати, возник вопрос, чем же Спящая Красавица укололась? Там же нет иголок никаких. Женщина сказала, что ей этот вопрос задают ежедневно, но внятного ответа у нее нет. В другом доме стоял ткацкий станок. Надо сказать, что до времен моей работы на фабрике "Красная Нить" эти станки мало поменялись. Только те бились током и воняли машинным маслом.

Вокруг всего этого дорожки, вдоль них - загончики для животных. Хотя овцы, козы, гуси всякие. Дальше что-то типа зоопарка. Там и лемуры, которые прямо под ноги лезут. И всякие серьезные животные типа целой семьи лосей, каких-то рысей, волков и т.п.

Так что вполне можно там погулять. Еще мы поехали в Drottningholm palace - типа Версаля и Петродворца. Это на острове, но от нашего дома как раз туда просто было добираться, автобус ходил. Мы и поехали. Ну, парк красивый, большой. Ну дворец, да. Но мне такие места не особо интересны. Тем более в Швеции оно все-таки довольно провинциальное все. Оттуда нас забрали друзья мужа: его одногруппница, которая лет 20 живет в Швеции, вышла замуж за шведа. У них замечательный дом в пригороде с садом. Они нас привезли к себе, приготовили обед: такой домашний-домашний - картошка вареная с маслом, копченая рыба, соусы всякие чесночно-сметанные. И мы накрыли большой стол в саду и там сидели, благо погода в тот день была отличная. А в саду они выращивают крыжовник, смородину, малину и прочие ностальгические для нас фрукты-ягоды. Очень от такой пасторали было хорошо. И люди приятные. И дом такой совершенно картиночный - стеклянно-деревянный. После обеда ее муж побежал тренировать каких-то местных школьников играть в футбол. Это у него хобби такое.

Еще мы поехали по чьему-то совету на башню Kaknästornet - она очень высокая, наверху смотровая площадка. Это было ошибкой, не тратьте на это время. Сама башня фиг знает где далеко от центра. А на смотровой площадке грязное поцарапанное стекло. И город чересчур далеко, мало что видно. Потеря времени.

А вот что мы сделали случайно очень правильно, и я вам этот лайфхак сейчас сдам. Нам все советовали поехать на круиз по архипелагу. Там ходят кораблики с гидами часа по три между островами. Мы каждый день собирались и не успевали - корабль отходит, например, в 2 часа, а мы пока доедем до центра, пока погуляем где-то, ну понятно. И вот в последний день мы в очередной раз не успели на этот корабль и на всякий случай пошли к будке с билетами спросить, нет ли еще чего попозже. В 6 вечера был dinner cruise - круиз по фьордам с обедом, но без гида. Но в три раза дороже, потому что при-фикс меню. В котором я все равно почти ничего не ем, потому что мясо. Собрались было уходить, но я как тот заяц всегда люблю на всякий случай спросить, а нельзя ли как-нибудь иначе (это жутко полезный навык, кстати, потому что чаще всего оказывается, что иначе можно, но никто вам сам об этом не сообщит). Я спросила, нельзя ли как-нибудь купить билеты на этот круиз, но платить за еду не за целый обед, а за заказ. Меню там есть? Продавщица, у которой явно инструкция самой не предлагать такой невыгодный вариант, а втюхивать всем при-фикс, честно ответила, что можно. Вот вам меню, посмотрите, а билет стоит дешевле, чем на экскурсионный корабль с гидом (!!!). В меню обнаружились недорогие немясные блюда, мы быстренько купили билеты и поскакали на корабль, который отходил через 15 минут.

Ожидали мы унылый замызганный катер с невкусной едой (какие наверняка и ходят вокруг Манхэттена), но попали на настоящий старый корабль с деревянным интерьером. В огромном "ресторане" кроме нас было занято всего два столика, то есть по сути было пусто и тихо. Белые скатерти, бокалы, вежливые официанты. Я забралась с ногами на мягкий диванчик, выпила горячего чаю, и мне стало так хорошо! А за окном плыли островки, на которые мы глазели. Еда оказалась намного лучше, чем ожидалось. В общем, очень-очень рекомендую такую схему.
Да, и еще в Стокгольме имеет смысл покупать проездной на несколько дней (от 3 до 7), так дешевле. Плюс еще мы поехали в мой любимый спортивный магазин Decathlon, а рядом там оказалась самая большая Икея в мире. То есть по всем стереотипам мы прошлись.

Напоследок покажу вам умилившую меня сценку двух бабушек (или один из них дедушка?), переговаривающихся из своих окон: