Аннушка, Свободный Человек (geish_a) wrote,
Аннушка, Свободный Человек
geish_a

Про Лермонтова

Когда-то, в 1992-м году, я впервые полетела в Израиль. Мне было 20 лет, я перешла на пятый курс университета. Это была вторая попытка - первая не удалась предшествующим летом во время ГКЧП. Жить я собиралась у приятеля (того самого), билет купила дешевый в какой-то странной фирме в Москве, каких тогда выросло, как грибов. Они сидели в офисах старых советских учреждений и занимались непонятными вещами. В частности, тот рейс был почему-то из Минеральных Вод - некий чартер.

Улетала я 29-го июля, а в Минводы поехала на поезде. Вернее, даже не туда, а в Пятигорск, где устроители рейса обещали обеспечить гостиницу на ночь перед полетом и автобус в аэропорт. Поездка эта длинная, то ли сутки, то ли больше. Меня поехал провожать бойфренд, который немного нервничал: тогда это все казалось жуткой авантюрой, далеко, непонятно и у него даже были подозрения, что я могу не вернуться. Как оказалось, такие подозрения были не только у него, но и у моего деканата, в связи с чем меня чуть не отчислили превентивно во время отсутствия, а когда я опоздала на практику ровно на один день (вернулась 1-го сентября), руководитель практики позвонила моей маме домой в истерике. Но это отдельная история.

В Пятигорск мы приехали к вечеру, заселились в гостиницу и пошли гулять. Гулять там было особо некуда: гостиница стояла где-то на отшибе, от нее шла одна асфальтированная дорога, по ней мы и пошли. И пришли к ограде, за которой оказалось кладбище. Гулять так гулять, решили мы и пошли на кладбище. Начало темнеть, кладбище было старое, узкие дорожки между нагромождений железных оград усиливали наше и без того странное настроение. И в какой-то момент мы увидели, что на одной из могил на возвышении уже почти в полной темноте сидит молодой парень и жжет свечку. Это было завораживающее зрелище, мы остановились поодаль и тихо наблюдали. Шепотом стали угадывать версии: для любимой девушки слишком старая могила, для любимых бабушки или дедушки странное время и декор. Вскоре парень ушел и мы пошли смотреть. То, что мы увидели, стало полной неожиданностью.

Это оказалась могила Михаила Юрьевича Лермонтова. До нас медленно дошло: да мы же в Пятигорске! Ничего себе.
Тут надо добавить, что в семье моего бойфренда очень любили именно Лермонтова. До такой степени, что его младшего брата, родившегося, как и Лермонтов, 2-го октября, назвали Михаилом Юрьевичем. То есть для него это было знаковым местом, которое мы вот так совершенно случайно нашли.

Но и это, конечно, еще не все. Когда мы стали читать надпись на плите, выяснилось, почему парень со свечой сидел там именно тогда: дата смерти Лермонтова 27-е июля. Мы случайно пришли на его могилу именно в этот день.