Category: природа

Category was added automatically. Read all entries about "природа".

Тулум. Продолжение.

В самом Тулуме достопримечательностей нет, кроме небольших развалин прямо на пляже (в этом их уникальность - все остальные находятся в джунглях):

По развалинам бегают сотни больших и маленьких игуан:

Вот как мы друг на друга недоверчиво смотрим:

Collapse )

На машине из Тулума можно поехать в несколько очень приятных мест, все в пределах часа-полутора. А если есть желание проехать 2-3 часа, то легко можно доехать до Вальядолида, Чичен-Итцы и даже Мериды 1, 2, 3 (чуть больше 200 км). Но мы там везде побывали в январе, поэтому не особо суетились. Где мы побывали в этот раз:

Исла Мухерес (Isla Mujeres) - островок, куда из Канкуна ходит паром. Раньше это был пустой, спокойный райский уголок, но увидеть его таким мы не успели. Теперь это курортное место с ресторанами, гостиницами и цивилизованными пляжами. Впрочем, место приятное, но ничем особо не отличающееся от других подобных курортов (кроме того, что это остров).

Акумаль - залив у кораллового рифа, где зеркальная вода и обитают большие морские черепахи, скаты с двухметровыми хвостами и куча красивой рыбы. От берега заходишь в воду и плывешь в маске прямо до рифа (метров 300). Под тобой красивые кораллы, черепахи и прочая живность. Осьминог огромный был даже. Черепахи вот такие (фото не мое):

Возле Акумаля есть лагуна Yal-Ku. Это типа озеро или река, которая впадает в море - полусоленая, спокойная. Там заводи между камнями, где тоже нужно плавать с маской. Рыбой все кишит. Возле входа небольшой парк с интересными скульптурами (местное искусство):

Продолжение следует.

Chiapas – San Cristobal

Паленке должно было стать самой крайней точкой нашего путешествия – и то мы не были уверены, что поедем так далеко. Но на следующее утро после пирамид мы так не хотели поворачивать назад! Хотелось ехать дальше и дальше в эту красоту. И мы решились и поехали по дороге на Сан Кристобаль с заездом на водопады. Соблазны, соблазны…
По дороге из Паленке на Сан Кристобаль есть несколько водопадов. Первый называется Misol Ha («водопад» по-индейски). Он очень красивый – высотой метров 30 и узкий, так что струя воды хлещет с большой силой. Рядом проделана тропинка и можно пройти прямо за ним возле скалы, т.е. посмотреть на него с «изнанки». Больше там ничего нет, вполне достаточно 15 минут. Но он того стоит.

Collapse )

Там же мы впервые столкнулись с неприятной стороной Чапаса: местные «самоуправленцы», последователи запатистов, перекрывают дороги и требуют денег за въезд. Например, на водопады от основной дороги отходит придаточная – иначе к нему не проехать. И вот на повороте сидят мужички и держат вытянутую веревку над дорогой. Платишь им мелочь (в районе 1-2 долларов) и едешь дальше. Но у самого водопада (который считается государственным заповедником) тоже сидит человек – уже официальное лицо – и берет плату за въезд. Тут все легитимно, с талончиками и т.д. Тоже в районе 2-3 долларов. Когда говоришь, что уже платил перед этим, только пожимает плечами: «Мы к ним отношения не имеем». По деньгам это не большая проблема, просто неприятно.

Кстати, в этих краях живет много настоящих индейцев, сохранивших свою культуру. Понимать испанский здесь крайне тяжело, у всех свой акцент. В Мексике несколько миллионов индейцев, и четверть из них, согласно некоторым данным, вообще не говорит по-испански. Только языков майя тут несколько разновидностей, а есть и еще какие-то.

Дальше мы заехали на речку Agua Clara. В путеводителе было написано, что там поток реки сужается между каменными стенами, над которыми подвешен мост, поэтому бурный поток сменяется голубым «бассейном», и с моста даже некоторые прыгают в воду. Когда мы приехали, мы ничего не поняли: ну, течет речка. Вдоль берега сделано что-то вроде заброшенной пинкиковой площадки. Чтобы пройти от нее к скалам нужно перейти деревянный подвесной мост над небольшим ущельем. Мост абсолютно прогнивший, часть досок поломана, через некоторые треснувшие доски положены другие доски. И все это скрипит и качается. Я сказала, что туда не пойду. Но муж смело потопал и уговорил меня, что такие мосты сто лет простоят, ничего не будет. И я пошла. Когда мы подошли к скалам и завернули за угол, стало понятно, почему тут ничего не происходит: наверху скал грустными обломками торчали останки того самого бывшего моста, с которого якобы можно было прыгать. На одном краю кусок моста страшненько висел, как тряпка. А тот мост, скажу я вам, был не чета этому деревянному: солидное вполне сооружение. В общем, обратно муж уже шел по краю досок, объясняя инженерной мыслью, что так шансов проломиться меньше, а я и вовсе пошла в обход. С тем и уехали.

Дальше нас ждал самый крутой эпизод этого переезда.

Cuzama

Во вторник мы двинулись на юг, сперва в сеноты Кусама (Tres Cenotes de Cuzama).
Ехать туда от Мериды часа полтора (на самом деле недалеко, но быстро ехать не получается: проезжаешь мелкие городки, где приходится тормозить, знаков очень мало - надо все время спрашивать дорогу). Вообще мы страшно горды собой: проехали кучу мест, нашли все гостиницы без GPS, с двумя картами: на одной нет половины дорог (их построили после появления этой карты), на другой дороги есть, но она слишком мелкая - маленькие деревни не указаны. Но я справляюсь (я у нас штурман).

Сеноты - это небольшие озера, образовавшиеся провалом почвы, либо вымыванием породы. По-русски в Вики кое-что есть, но мало. Если вы читаете по-английски, то можете почитать больше интересного. Сеноты на севере Юкатана расположены по гигантской окружности кратера метеорита, упавшего 65 миллионов лет назад и якобы повлекшего за собой исчезновение динозавров. Сенотов тут десятки. Есть совсем открытые и совсем закрытые, очень глубокие, в них можно плавать, в некоторых можно нырять с аквалангом.

В Кусама несколько озер. Три из них объединены одной "экскурсией" по заброшенной плантации кактусов агаве. По ней проложены старинные узкие рельсы, по которым когда-то возили урожай. Теперь по ним возят туристов к озерам в глубине плантации. Поездка занимает около часа, плюс час-полтора на сами озера. Деревянная тележка со страшной силой трясется по раздолбанным рельсикам, ее везет лошадка, которая то подтягивает в горку, то бежит рядом со спущенными поводьями, пока вы несетесь с грохотом под горку и думаете, что сейчас-то уж точно перевернетесь. Американские горки по-юкатански. Иногда навстречу едет другая тележка; тогда, по им одним понятным правилам, один "кучер" уступают другому дорогу таким образом: туристов просят выйти из повозки, повозку вручную стаскивают с рельсов, лошадка идет жевать травку, встречная повозка проезжает, вашу повозку затаскивают обратно на рельсы, лошадка нехотя возвращается, и вы едете дальше. За лошадками наблюдать интересно: они наизусть знают маршруты, где надо подтянуть, где побежать галопом, чтобы успеть быстрее тележки, которая летит под горку, а где можно отойти в сторонку пожевать травку, когда "кучер" бросает поводья и тележка едет дальше сама по себе, пока своим ходом не остановится. Лошадки вроде ухоженные, накормленные и не переутомляются, хотя мне все равно всегда их жалко.

(Это не мы)
Collapse )

Озера идут по возрастанию красоты и сложности попадания. Первое совсем неглубокое и в воду зайти легко. Там обычно зависают люди с детьми (при нас была одна семья). Второе поглубже, и в воду зайти сложнее (а также выйти из нее). Там Алеша прыгнул с деревянного помоста. Кроме нас, там было несколько молодых австралийцев.

А третье озеро самое потрясное. Попасть в него можно через дыру в земле диаметром меньше метра. Внутрь уходит вертикальная деревянная лестница высотой метров 10. Снаружи это выглядит как темный колодец. Поскольку не знаешь, что там внизу (а внизу темно), спускаться страшновато. Обязательно нужны кроссовки, или другая застегивающаяся обувь с резиновой подошвой - ни в коем случае не тапки. Когда мы туда ехали, нам встретилась повозка с парнем, у которого была перевязана окровавленная ступня. Наверняка поскользнулся где-то.

А когда вы, наконец, спускаетесь вниз, то попадаете в каменную сферу, у которой три дырки - одна с лестницей и две посередине "потолка", из них почти до самой воды свисают корни деревьев. Свет тоже попадает только через них, то есть реально темно. Внизу плещется абсолютно прозрачная глубокая вода. Под потолком летают летучие мыши. И эхо, даже когда говоришь шепотом.

Collapse )

Там мы были одни. Только один раз вернулся парень, который был там до нас и забыл футболку. Представляете, какой облом - возвращаться за футболкой по отвесной лестнице 10 метров вниз, а потом наверх.
Можно лежать на воде и смотреть наверх, на дырку в потолке, через которую видно небо и папоротники. Ужасно жаль, что в воду не возьмешь фотоаппарат.
А самое удивительное - что вода теплая! Я, когда читала об этих местах, вздыхала, что вот приеду туда и, как обычно, только ногу в ледяную воду засуну. А оказалось, что в самой пещере тепло, как в бане, и вода градусов 25, не меньше. Удалось поплескаться.

Collapse )

А эту деревушку мы проезжали по дороге. На центральной площади справа собор, слева пирамида.

(no subject)

10 лет назад, вскоре после переезда в мою нынешнюю квартиру, я купила растение в горшке. Оно меня сразу привлекло изящностью формы листьев, таких плотных, темно-зеленых и четко очерченных, будто нарисованных. Из горшка торчали несколько тонких веточек. Я поставила его на самый верх книжных полок и прицепила к леске на потолке. Было сразу ясно, что это вьюнок, т.е. что расти будет длинным и цепляться. Но никакого моего воображения не хватило бы тогда, чтобы поверить, что он сможет вырасти таким. Через несколько лет на потолке моей спальни были настоящие джунгли. Его видно даже с улицы - мы живем на втором этаже. Если бы я шла мимо чьих-то окон и увидела на потолке такое, я бы ужасно позавидовала.

Одной из причин бесконечного откладывания ремонта (кроме, конечно, лени и опасения, что поднимут квартплату) было то, что снимать его с потолка было невозможно, а терять - жалко. Когда уже начали ремонт, я договорилась, что потолок не будут красить, чтобы его не трогать. Но все же серый цвет потолка так контрастировал с новой краской на стене, что пришлось сдаться. Мы сняли его целиком, прямо с леской. Поставили на комод, и там он и стоял до сегодняшнего дня - огромная охапка ветвей и листьев. Ветви, конечно, немедленно безнадежно запутались, и я была уверена, что придется ломать (а он хрупкий) и надеяться, что отрастет новое.

Но сегодня мы, наконец, решились. Поставили горшок на новое место, натянули новые лески и стали распутывать. Медленно, по листику, по ветке. Каждая ветка длиной метра три. Что-то, конечно, поломалось, что-то приросло друг к другу, что-то пришлось обрезать. Но часа за полтора мы большую часть, о чудо, распутали. Натянули, подвесили - и в новой нашей комнате снова джунгли на потолке:

там новый шкаф, кстати).

Вкратце

Успели почти все, что запланировали. Впечатлений больше, чем рассчитывали. Пожалуй, самая удачная поездка по Америке.
Проехали по пустыне, горам, каньонам, рекам (через реку Колорадо в двух местах по обе стороны Большого каньона: по дамбе Хувера и через мост Навахо). Спускались в каньоны и ходили по лесам. Сменили жару на грозы, грозы на снег (да-да, возле Большого Каньона с северной стороны лежал снег!), снег на жару. Все за 5 дней. Поглядели на Лас Вегас и Финикс. Побыли два дня в Седоне. Там мы завтракали по соседству с нашей гостиницей на вершине горы, а прямо перед верандой кафе взлетали и садились самолетики, катающие туристов над горами. По пути в Финикс заехали на руины индейской деревни доколумбовых времен.

Не успели в Page, AZ (и пару красивых мест возле него) и не воспользовались палаткой, к большому сожалению: в те дни, когда мы планировали ночевать в палатке, шел дождь и было натурально очень холодно, а мы были уморенные долгими переездами и походами, поэтому смалодушничали.
Видели много индейцев Навахо. Одного вождя-автостопщика хотели было подвезти, но он оказался пьян и поменял направление стопа до того, как мы успели остановиться.
В каньоне Zion мы подобрали ребят-стопщиков, которые попросили подбросить их до машины, которую они оставили у въезда в каньон. Ехали мы над каньоном до их машины минут сорок. Они это расстояние шли по каньону 5 дней.

Перед машиной бегали койоты, олени, суслики и прочая живность. Одно неопознанное существо сидело ночью перед фарами: размером с большую белку, уши треугольные, хвост полосатый и пушистый, как у енота. Динец, наверное, знает.

В процессе поездки навернулся мой лэптоп, а на нем остались путевые заметки. Так что теперь неизвестно, когда я их запощу. Но надеюсь скоро загрузить хоть десяток фотографий.

Жизнь кипит новыми неожиданными планами, поэтому уползаю в реал их осуществлять. Как устаканятся, так дам знать.

(no subject)

А кто бывал на Ниагарском водопаде с канадской стороны?
У меня будет часа 3 между поездом-автобусом. Там легко добираться всюду, чтобы на водопад посмотреть и посидеть где-нибудь?
Можно ли вещи в "камере хранения" оставить?
Имеет ли это все смысл, если есть только пара часов?

(no subject)

Недавно познакомились с парой, у которых трехлетнего сына зовут Winter Sequoia (Зима Секвойя), а ожидаемую в скором времени дочку - River Sage (Река Шалфей или Полынь), или Sage River - они еще не выбрали порядок. Паре за 30, муж музыкант. Они родом из Сан Франциско, но живут в НЙ.

Кстати, все имена юнисекс, заметьте. Они их выбрали до того, как узнали, кто у них будет.